Электронная торговля в Интернет
Семёнов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ), book.itep.ru
Список таких вопросов можно существенно расширить. Электронные деньги существенно меняют и функции банков, более того некоторые операции банков могут выполняться другими структурами, например, сетевыми сервис-провайдерами или компаниями-разработчиками программного обеспечения. Так, например, MicroSoft через десятки миллионов пользователей Windows может легко захватить заметный сегмент в сфере предоставления кредитов в виде электронных денег. Интернет здесь может использоваться как при покупке через сеть, так и при оплате традиционной (очной) покупки. Схемы взаимодействия участников сделки могут быть весьма замысловатыми, ведь покупатель может быть в одной стране, продавец - в другой, банк покупателя - в третьей, а банк продавца - в четвертой. Учитывая, что в сделке, кроме того, могут участвовать компания, осуществляющая доставку покупки, и фирма, выполняющая обслуживание товара, например мобильного телефона, ситуация еще более осложняется. Понятно, что необходимо определенное юридическое обеспечение подобного рода операций, но уже это выходит за рамки данной книги.
Электронная коммерция поменяет современную жизнь также, как Интернет изменил среду общения и доступ к информации.
В торговле основную прибыль всегда давала информация (знание конъюнктуры рынка, знание производителей и пр.). Современный этап с его взрывным развитием технологий делает этот фактор решающим.
Несколько лет назад я наблюдал, как в книжном магазине в Гамбурге продавали одну книгу. Вещь достаточно ординарная, если бы не одно обстоятельство, - эта книга печаталась и переплеталась в присутствии покупателя. Название я ее забыл, но помню, что автором был американец. Уже здесь видны определенные проблемы. Как проконтролировать тираж, чтобы авторские права не пострадали, как и где начислять налоги на эту деятельность?
До недавнего времени программы продавались в коробках, произведенных фирмой разработчиком (практически как книги). Новейшей тенденцией является торговля программами (пока дешевыми) через Интернет.
Для этого имеются все средства и предпосылки. Но эта схема порождает немало юридических и коммерческих проблем. Здесь и упомянутая проблема налогов (пока в США торговля через Интернет не облагается налогами), и нарушения авторских прав. Ведь нужно определить, кто должен платить налоги, дилер, продавший программу, или фирма разработчик, а это не безразлично, если они расположены в разных странах. Да и взаимоотношения между дилером и разработчиком нужно как-то урегулировать, так как нужен надежный контроль за проданным количеством копий программы. Где здесь место таможни (пока продавались коробки с программами, были сопроводительные бумаги, на которых можно было после оплаты сбора поставить штамп "Таможня дала добро")? Сходные проблемы ждут разработчиков и продавцов компьютерных игр, музыкальных CD и DVD-дисков, а в перспективе очень многих других товаров. Развитию электронной торговли способствуют широко распространенные системы склад-магазин (смотри рис. 2.1 и 2.2). Здесь склад и магазин могут иметь общего хозяина, а могу принадлежать и различным фирмам. Прямого отношения к электронной торговле эти структуры не имеют, но при их создании решались некоторые проблемы и создавались программы, которые могут найти применение в электронной коммерции.
Взаимодействие этих субъектов и документооборот между ними регламентируется протоколом IOTP. Теперь попытаемся проанализировать, в чем заключаются преимущества и недостатки электронной торговли для покупателя и продавца.
Преимущества | Недостатки | |
Покупатель | Возможность выбора и приобретения товара или услуги, не выходя из дома (экономия времени). | Отсутствие возможности ознакомиться со свойствами товара до его приобретения |
Относительная анонимность покупки | Угроза злоупотреблений в случае раскрытия номера кредитной карты | |
Немедленная доставка и сопровождение программ при покупке их через сеть | Как правило, невозможность возврата товара при обнаружении неприемлемого качества | |
Получение новых недоступных ранее услуг в сфере развлечений, консультаций, обучения, подписка на газеты, ком-мерческую информацию и пр. | ||
Получение дополнительной информации о необходимых товарах | Назойливость почтовой рекламы (SPAM) | |
Продавец | Расширение числа покупателей при неизменных торговых площадях | Дополнительные издержки на внедрение системы |
Возможность автоматического выявления и регистрации IP>-адресов потенциальных клиентов | Потенциальная угроза нанесения ущерба хакерами | |
Дополнительная реклама через Интернет | Возможность кражи программ при торговле через сеть (неоплата покупки) | |
Облегчение взаимодействия с обслуживающими банками и партнерами, если эта проблема не была решена раньше |
В РФ пару лет назад возник бум создания таких структур. Даже ТВ было привлечено к рекламе некоторых из них. Пожалуй, это было несколько преждевременно. Сохранились лишь несколько книжных магазинов, торговля бытовой техникой, произведениями искусства, лекарствами и т.д.. Пытаются выжить некоторые Интернет-аукционы, которые по своей функции являются, чем-то средним между B2C и P2P. Следует обратить внимание, что почти все они не используют сетевых платежных систем. Во многих случаях отсутствие коммерческого успеха связано с тем, что такие магазины не дают сверхприбылей, но требуют получения лицензий и других начальных инвестиций. Сюда относится и отсутствие достаточного платежеспособного спроса у той части населения, которая знакома с технологиями Интернет и имеет к нему доступ, неразвитая кредитная и банковская системы. В РФ более успешной оказалась область В2В, охватывающая оптовую торговлю медикаментами, металлами, нефтепродуктами, стройматериалами и т.д.. Но даже здесь этот бизнес сильно отличается от аналогичной деятельности, скажем, в США. Как уже отмечалось выше, торговля сопряжена не только с оплатой товара и его получением, но с немалым объемом документов (заказы, счета, чеки, накладные, расписки, платежные поручения и т.д.). В настоящее время специально для торговли через Интернет разработан открытый протокол торговли через Интернет IOTP (Internet Open Trading Protocol). Назад:
Оглавление:
Вперёд: