Краткое практическое руководство по GPSS




"Многоканальная система массового обслуживания с очередью"


  1. Корабли двух типов прибывают в порт, где происходит их разгрузка. В порту имеются два буксира, обеспечивающих ввод и вывод кораблей из порта.
    Первый тип кораблей включает корабли малой тоннажности и требует при входе и выходе использования одного буксира.
    Второй тип кораблей имеет больший размер, и для их ввода и вывода из порта требуются два буксира.
    Из-за различия размеров двух типов кораблей необходимы причалы различного размера, кроме того корабли имеют разное время разгрузки-погрузки.
    Данные по этой задаче приведены в табл. У15.

    Таблица У15
    &nbsp Клиенты, которые только стригутся Клиенты, которые и стригутся и бреются Оба типа клиентов
    Число прибывших клиентов 13 8 21
    Число клиентов, попавших на обслуживание без ожидания 1 3 4
    Среднее время прибывания в очереди (учитываются клиенты, обслуженные без ожидания) 15.7 6.0 12.0
    Среднее время прибывания в очереди (не учитываются клиенты, обслуженные без ожидания) 17.0 9.6 14.8
    Среднее число клиентов в очереди 0.424 0.100 0.524

    а). Постройте модель системы, в которой можно оценивать время ожидания кораблями каждого типа входа в порт.

    Среднее время ожидания включает время ожидания освобождения причалов и/или ожидания буксира. Корабль, ожидающий освобождения причала, не обслуживается буксиром до тех пор, пока не будет предоставлен нужный причал. (Кстати, что может произойти, если допустить занятие кораблем буксира до того, как ему будет предо- ставлен причал?) Более того, корабли второго типа не занимают буксир до тех пор, пока не будут ему доступны оба буксира.

    Используйте модель для оценки среднего времени ожидания в стационарном режиме работы системы.

    б). Если ожидание кораблями типов 1 и 2 стоит 350 и 500 долларов в час соответственно, а стоимость эксплуатации буксира равна 250 долларов в день, следует ли воспользоваться третьим добавочным буксиром в порту?

    в). Исходя из стоимости ожидания, определенной в п. б, выясните, при какой стоимости использования причала в день имеет смысл использовать еще один причал для кораблей типа 1?



    Содержание  Назад  Вперед